Совсем недавно Дарина Шниппер дала интервью. Если Вы не знаете, кто это, то Вам определенно следует прочитать эту статью.
Шниппер работает в Sotheby's в Нью-Йорке с 1980 года. Сначала она работала в качестве эксперта по часам, а теперь в качестве старшего вице-президента аукционного дома и председателя Международного часового подразделения. Более того, Schnipper в течение многих лет отвечала за продажу поистине удивительных часов, например, карманных часов Henry Graves Supercomplication, которые она продала не один раз, а дважды, за 11 и 24 млн долларов.
Шниппер также рассказывает о том, как резко изменился рынок часов за последние 40 лет, и как кварцевый кризис одновременно практически убил индустрию механических наручных часов, и, таким образом, впервые сделал наручные часы коллекционными.
ИНТЕРВЬЮ: ДАРИН ШНИППЕР
Женщина, которая продала самые дорогие в мире часы - карманные часы Henry Graves Supercomplication. Дважды. Дарин Шниппер присоединилась к Sotheby's в 1980 году, сразу после окончания колледжа, еще до того, как наручные часы стали считаться коллекционными. Теперь она сидит у руля аукционного дома в качестве начальника Международного отдела часов, наблюдая за их продажами по всему миру.
Итак, каковы ваши первые воспоминания о часах?
Когда я была ребенком, в городе, где я выросла, был магазин, в котором продавался будильник. Мне было лет семь или восемь, и я помню, я действительно должна была его заполучить. Это был мой день рождения, и мои бабушка и дедушка купили его для меня. Забавно, что я это помню.
Сначала это была механика, и то, как она могла генерировать музыку, почти автономно. У меня все еще есть эти часы, на самом деле. Да, точно. Несколько лет назад один джентльмен проводил исследования для дилера часов. Он собирался написать книгу о короле Египта Фаруке. Я была специалистом по журналистике и по истории искусства, поэтому он отправил меня на Sotheby's для изучения части книг, поскольку Sotheby's продал огромную коллекцию короля в 1954 году в рамках продажи «Дворцовых коллекций Египта». Мне пришлось посмотреть каталоги продаж, а затем узнать, какие часы из его коллекции поступили в продажу.
И Вы решили остаться?
[Смеется] Да, я помню, как думала: «Ну, это похоже на захватывающее место для работы» , поэтому после первого дня я поняла, что хочу работать на Sotheby's в часах. Вероятно, я училась на втором курсе колледжа, и когда я закончила учебу, я получила работу каталогизатора.
Вначале не было никаких наручных часов. Переход на наручные часы действительно произошел во время швейцарского кварцевого кризиса. Промышленность явно отставала от японцев, и продажи часов существенно замедлились. В результате они говорили о превращении всех заводов в производителей только кварцевых часов. Ходили слухи, что они собираются уничтожить все машины, которые делали механические часы.
Считалось неизбежным, что это произойдет. Это было похоже на конец главы и начало новой. По сути, именно это побудило людей начать собирать наручные часы. Итак, они стали предметом коллекционирования именно потому, что они устарели ...
Итак, коллекционеры отреагировали на кварцевый кризис, а затем бренды отреагировали на коллекционеров?
В некотором смысле, да. Например, в 1989 году Patek Philippe разработал эти новые модели к юбилейной годовщине, которая стала началом их основного роста в 20-м веке. Один из их юбилейных часов, Officer, был прямым вдохновением часов, которые они сделали в 1920-х годах. Это прямая реакция на то, что происходило в сообществе коллекционеров.
Говоря о Патеке Филиппе, давайте поговорим о Генри Грейвсе.
Давайте. Я помню, как впервые увидела их. Сет Этвуд, основатель Музея времени и владелец похоронного бюро, решил продать около двухсот экспонатов из своей коллекции. Мой коллега Кевин Тирни и я отправились навестить его примерно в 1986 году. Он вытащил Генри Грейвса и сказал: «Ну, а этот?» Небрежно ... Я не думаю, что он собирался продавать их в тот момент. Ему было любопытно, что мы скажем по этому поводу, и я думаю, что ему тоже нравилось немного дразнить нас. Он был чрезвычайно плодовитым коллекционером, он собрал так много, что ему пришлось построить музей для своих произведений.
В итоге он получил отель и превратил подвал в музей для своих произведений. В нем было более 2000 часов и инструментов. В конце концов они продали отель в 1999 году, и вот тогда все веселье началось.
Трудно было оценить что-то подобное?
О, это было страшно. Мы оценили часы в 3–5 миллионов долларов, что в то время было сумасшедшей оценкой - никто никогда не оценивал часы по такой цене. Я была немного обеспокоена, но, к счастью, у нас были интенсивные торги по семи цифрам. В конце концов, до двух претендентов дошло до 11 миллионов долларов.
А потом вы продали их снова ...
Да, и на самом деле, было еще больше нервов во второй раз. Что было интересно во второй раз, когда мы продали их, внук Генри Грейвса, которого я знала с конца 80-х, скончался в 2012 году. На следующий день после его смерти его адвокаты позвонили мне и сказали, что я должна продать его коллекцию часов. Это было довольно необычно.
Выяснилось, что его внук оставил папку с бумагами от Patek Philippe, в которой содержалась значительная информация о часах, которых у нас не было, когда мы впервые продавали их. Конечно, это было огромной ценностью для коллекционеров, и это было очень захватывающее открытие. В 2014 году мы оценили часы в 17-20 миллионов долларов.
И часы были проданы за 24 миллиона долларов.